Оптимизировали пользовательский опыт и флоу hr-tech приложения SoBes под десктоп и увеличили retention rate продукта c 10 до 70%
Что делать, когда тест приложения показывает, что 50% целевой аудитории неудобно использовать продукт с экрана смартфона? Экспертный лонгрид о том, как мы бесшовно перевели опыт и привычки эйчаров из приложения в десктоп, тем самым повысив коэффициент удержания пользователей.

ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ
Реализовали десктопную оптимизацию ранее разработанного нами приложения SoBes — инновационного HR-tech продукта для автоматизации процесса найма сотрудников. Кстати, чекните кейс приложения SoBes, там идеальный симбиоз нашей экспертности и измеримого результата разработки в цифрах.
- Таск — оптимизировать пользовательский опыт и цифровые привычки эйчаров, переведя их из приложения в десктоп
- Солюшн — адаптация пользовательских сценариев и интерфейса: доработка user flow и информационной архитектуры / построение прототипов каждой страницы / функциональное тестирование / юзабилити тестирование / ui-дизайн / тест на фокус группе: юзабилити и brand consistency тест / составление тз на верстку и бэк
- Фичи — нативный перенос опыта за счет грамотной адаптации экспириенса под большой экран и мышку + соблюдения консистентности визуального языка бренда



Еще один нюанс, требующий тщательного планирования и гибкого подхода: у продукта уже есть существующая аудитория со своим накопленным опытом использования и ожиданиями. Нарушить их = уничтожить метрики продукта.
ЧТО БЫЛО В ПРОШЛЫХ СЕРИЯХ
Ранее мы разработали MVP — инновационное hr-tech приложение для iOS и Android, объединяющее в себе функционал для решения задач как рекрутеров, так и кандидатов:
- откликаться на вакансии, проходить собеседования и тестовые задания можно прямо в приложении,
- в процессе выбора и найма кандидата рекрутеру помогают специально обученные алгоритмы — тогда мы опередили AI и нейросети в найме сотрудников.
Цель приложения: сократить временные, финансовые, трудовые ресурсы на найм сотрудников и поиск работы; сделать процесс на 100% прозрачным и простым; обеспечить качественную коммуникацию между работодателями и кандидатами.
Продукт после 3 месяцев тестирования на реальных пользователях дал достаточно хорошие результаты (более подробная инфографика есть в конце блока):
- 1 530 юзеров залогинились в приложении,
- 54,3% из них прошли тестовое задание и интервью,
- 64,1% отметили комфортную и интуитивно понятную навигацию в приложении,
- 58,7% охарактеризовали процесс прохождения собеседований как «очень легкий».
ПОЧЕМУ ОБСТОЯТЕЛЬ
СТВА РУЛЯТ ВЫБОРОМ УСТРОЙСТВА
Retention Rate среди эйчаров катастрофически низкий — всего 10%, когда цель — все 97%. В ходе аудита команда SoBes пришла к выводу: одной из ключевых причин низкого уровня показателя является элементарное неудобство использования сервиса с мобильного устройства. Мобильный телефон не подходит под обстоятельства использования продукта: многозадачность, большие массивы данных, технические ограничения, привычная конфигурация рабочего места. В результате, эйчары просто перестали активно использовать приложение, что привело к падению показателя удержания юзеров. О причинах подробнее:
- Неподходящий форм-фактор. Мобильное устройство, даже если оно яблочное, не всегда подходит для сложных задач: управление массивами информации, ввод большого объема данных с помощью экранной клавиатуры.
- Малый экран. Ограниченное пространство экрана затрудняет отображение таких нагруженных объемов данных, как списки кандидатов, резюме и отчеты.
- На телефонах навигация осуществляется через жесты и небольшие кнопки, что может быть не так удобно при работе с массивами данных, как если бы это было на десктопе.
- Мобильные устройства не позволяют переключаться между разными приложениями и окнами так же быстро и удобно, как на десктопе — а это важно для HR-специалистов, которые работают с несколькими задачами, документами и сервисами одновременно.
Все перечисленные аргументы легли в основу решения об оптимизации мобильного пользовательского опыта эйчаров под десктоп.
В таком масштабном апгрейде пользовательского опыта мы стали «приглашенными звездами»: ребята из команды SoBes доверились нашей экспертизе в разработке сложных продуктов, а мы бесшовно встроились в их процессы. Погнали!

ДАВАЙТЕ ФАКТЫ НА СТОЛ
«Так там всё изи: просто растянуть макет по горизонтали и пошаманить над компоновкой» — наш UX-инженер просил передать таким «архитекторам» мем со львом из Мадагаскара «я п*****с».
Конечно, дизайн в мобильных приложениях и десктопах имеет значительные различия и свои особенности. Какие из них мы учли при переработке пользовательского флоу и опыта?
Размер рабочей области. У мобильных устройств экраны небольшие, что требует упрощенный и воздушный дизайн, где все ключевые функции доступны с минимум тапов. А вот десктоп наоборот позволяет отображать много информации одновременно: интерфейс обычно сложнее и содержит бОльшее количество элементов управления.
Распределение внимания пользователя на экране — пункт, вытекающий из предыдущего. Пользователи телефонов сосредоточены на выполнении одной задачи за один раз, что упрощает управление вниманием. Десктоп подразумевает работу со сложными системами, несколькими задачами одновременно: такой экспириенс требует грамотного управления вниманием юзера.
Укомплектованное горизонтальное пространство VS вертикальный скролл — тесно связано с тезисом про распределение внимания. На мобильных устройствах юзеры привыкли к вертикальной прокрутке, поэтому важная информация стабильно размещается в верхней части экрана. Также для управления вниманием пользователя при проектировании UX-дизайнер «расставляет» фокусные точки с помощью визуальных зонирований и разделителей. В десктопе с его горизонтальной ориентацией обычным делом являются многоуровневые меню, панели инструментов, сайдбары для максимально возможной эффективности использования экранного пространства.
Способ использования интерфейса: курсор VS пальцы. Способ управления интерфейсом влияет на размеры кнопок и кликабельных областей. Если телефон = минимализм, крупные области для тапа и зоны досягаемости большим пальцем ведущей руки, то десктоп позволяет использовать более сложные интерфейсы с большим количеством мелких деталей и функций.
Отклики интерфейса. Если приложение подразумевает такие микроотклики, как вибрация и звуковые индикаторы, то основным инструментом десктопной версии являются ховеры, тултипы, пуши и другие индикаторы, помогающие нативному взаимодействию с высоконагруженным и детализированным интерфейсом.
Также в расчет берем установленные закономерности и правила разработки десктопа: размеры областей, общепринятые паттерны, технические особенности устройств. Ну вот теперь можно и к практике приступать.
КОМПЛЕСНАЯ ПРОРАБОТКА =100% ЦЕННЫЙ ЮЗЕР-ОПЫТ
Стоит ли углубляться в процесс переработки юзер флоу, информационной архитектуры и прототипов? Скорее, вам интересно посмотреть, что же в итоге получилось.
Отдадим дань команде UX-инженеров и копирайтеров — они бережно:
- простроили юзер флоу — визуализировали возможные пути пользователя от первого цифрового касания с сервисом до достижения конечной цели: определили шаги и действия, которые пользователь пройдет в продукте;
- провели «инвентаризацию» контента приложения и определили его актуальность и структуру;
- разработали карту десктопного сервиса: схемы, отображающие основные разделы и подразделы сервиса;
- дополнительно произвели кластеризацию информации для выявления логических групп и создания у юзера ощущения «предиктивности»: у пользователя только проскочил нейрон на уровне подсознания — интерфейс уже предоставил в ожидаемом месте необходимый функционал;
- спроектировали на основе комплексной информационной архитектуры высокодетализированные прототипы ключевых страниц и интерфейсов для визуализации и тестирования структуры цифрового продукта и его навигации;
- перевод прототипов в кликабельный формат для проведения юзабилити-тестирования сценариев и получения ранней обратной связи.
В итоге получили 48 интерактивных прототипов цифрового продукта, готовых к апгрейду стильным и ненавязчивым UI, обеспечивающим 100% ценный опыт использования. Ну а теперь самое интересное!
ПРИМЕР ОДИН. СТАРТОВЫЙ ЭКРАН VS ДАШБОРД
В приложении стартовый экран сводится к 3 функциям: просмотр архивных вакансий, создание новой и просмотр лайт-статистики по опубликованным вакансиям. В десктопе функций намного больше. К «мобильным» добавились:
- подробная статистика прогресса аккаунта с визуальным отображением динамики в сравнении,
- сводка эффективности поиска кандидатов с выбором периода,
- готовые шаблоны тестовых заданий и сценариев собеседования с функцией быстрого создания новых,
- отображение даты и времени для фокусирования внимания,
- уведомления,
- быстрый переход к чату с тех поддержкой.

ПРИМЕР ДВА. МЕНЮ ПРИЛОЖЕНИЯ
И ДЕСКТОПА
В приложении меню — это нижняя панель перманентной навигации, состоящая из трех ключевых функций: главная, отклики, профиль. На главной «спрятана» функция публикации вакансий, в откликах — кандидаты, прошедшие собеседования, с разбивкой на категории (на рассмотрении, отказ, приглашенные). В профиле — настройки, черный список кандидатов, информация об аккаунте. В десктопной версии меню без шуток в 3 раза больше — специфика позволяет раздробить 3 направления на более мелкие, сокращая количество кликов пользователя.

ПРИМЕР ТРИ. СОЗДАНИЕ ВАКАНСИИ
Если в адаптиве это последовательный и линейный процесс, то десктоп подразумевает более-менее произвольный порядок заполнения информации, в том числе и с функцией переключения между вкладками и работы в режиме многозадачности. Более того, описание вакансии в десктопе приобрело меню гибкой редактуры стилистики текста — это мощный апгрейд, потому что теперь описания вакансий идут не давящим полотном, а структурированным повествованием с выделением ключевых смыслов и преимуществ.

ПРИМЕР ЧЕТЫРЕ. СОЗДАНИЕ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ И СОБЕСЕДО
ВАНИЯ
Для приложения, признаемся, функции громоздкие: на одной странице создается шаблон всего тестового / собеседования. Настройки типов вопросов требуют углубления в контекстные меню, а все вопросы с ответами по умолчанию раскрыты, что может критически удлинить страницу. А вот в десктопе — песня. Многослойное управление позволяет одновременно отслеживать и общий список вопросов, визуально разбитых по категориям, и создавать отдельный вопрос, задавая варианты ответов.

ПРИМЕР ПЯТЬ. ПРОВЕРКА КАНДИДАТА
Приложение потребовало от нас разбивки этого процесса на последовательные шаги: предварительная оценка кандидата, анализ результатов собеседования, оценка резюме, принятие итогового решения. Десктоп же позволяет взглянуть на процесс собеседования кандидата более «масштабно»: вся информация предоставляется в виде краткой сводки — эйчару остается пробежаться по акцентным вопросам и принять итоговое решение.

РЕЗУЛЬТАТ НАШЕЙ РАБОТЫ ДАЕМ ЦИФРЫ
ТАК АКОНКРЕТНЫЕ
ЦИФРЫ
БУДУТ
ВООБЩЕ?
Оптимизированный под десктоп интерфейс приложения со 100% сохранением brand consistency и переработкой пользовательского флоу и опыта повысили Retention Rate с 10 до 70%

- Head of PM
- Head of Design
- Head of Marketing
- Senior backend разработчик
- Middle backend разработчик




МЫ
СМОЖЕМ
ПОМОЧЬ