9n продакшн 9n

Разработка дизайн-системы: почему она важна и как её сделать

Руководство в микрошагах для дизайнеров и разработчиков, которые хотят добиться консистентности и тотальной эффективности в работе с интерфейсами
26
06
2024
Обучающие карточки /telegram /whatsapp
Разработка дизайн-системы: почему она важна и как её сделать
ДЛЯ БЫСТРОЙ НАВИГАЦИИ СТРУКТУРА СТАТЬИ

    В мире, где из кода создается веб-дизайн, не сразу понятно, что такое дизайн-система и из каких компонентов она состоит. Вне диджитала мы можем представить её в виде проекта строительства здания, где архитекторы и инженеры работают по единому плану, чтобы в итоге возвести устойчивую и функциональную структуру. 

    Когда мы говорим о создании дизайн-системы, это не просто технический процесс. Это связка рабочих стратегий, в том числе креативных, которая под руководством топовых специалистов превращает разрозненные идеи и элементы в гармоничную экосистему, где каждый пиксель, каждый цвет и каждый шрифт работают как часть единого механизма для реализации стратегических задач бизнеса. 

    В этой статье мы разберемся, как создать дизайн-систему для вашего проекта, которая станет не только эффективным инструментом в разработке web дизайна, но и облегчит процесс создания и масштабирования продуктов, но и послужит настоящим драйвером для всей команды. 

    Что такое дизайн-система

    Итак, что же такое дизайн-система? Это не просто сборник гайдлайнов и UI-китов. Дизайн-система — это динамичная экосистема, которая постоянно адаптируется и эволюционирует вместе с вашим проектом. Как в LEGO, где у вас есть базовые блоки и с ними вы можете создавать бесконечное количество комбинаций, так и в дизайн-системе представлены универсальные блоки — цвета, типографика, иконки, кнопки и другие элементы интерфейса — из которых вы генерите свои уникальные продукты.

    Теперь конкретизируем. Дизайн-система состоит из нескольких ключевых элементов:

    1. Компоненты: это готовые элементы интерфейса — кнопки, формы, карточки и другие детали, которые можно легко использовать и адаптировать под разные функциональные задачи. 
    2. Паттерны: это шаблоны и модели взаимодействия, которые обеспечивают единообразие и предсказуемость в использовании интерфейса. Гамбургер-меню, хлебные крошки, поисковая строка с автодополнением — это классические паттерны дизайн-системы. 
    3. Гайдлайны: это правила и рекомендации по использованию компонентов и паттернов. Они помогают команде работать синхронно внутри единой системы.
    4. Токены дизайна: это переменные, определяющие базовые стилистические параметры — цвета, размеры шрифтов, отступы и т.д. Они делают дизайн гибким и легко масштабируемым, как переменные в коде.

    У каждой известной компании есть дизайн-система. Google с их Material Design, Uber с Base Web, Spotify с Backstage Design System — всё это примеры знаковых дизайн-систем, которые помогают командам быстро и эффективно создавать новые интерфейсы, сохраняя при этом уникальный и узнаваемый стиль и прогрессивный пользовательский опыт на всех платформах. 

    Зачем нужна дизайн-система

    Почему это важно? Представьте, что команда X (не ex-Twitter) получает задачу запилить новый функционал. Без дизайн-системы каждый дизайнер и разработчик работает в вакууме, тратя уйму времени на проработку каждого элемента с нуля. С дизайн-системой они берут готовые компоненты, адаптируют их и быстро двигаются вперед. Это как собирать сложный гарнитур по инструкции — вы уверены в результате и экономите время.

    При этом дизайн-система — это не про ограничения, а про свободу. Она задает базу и правила игры, но не ограничивает креативность. Когда у вас есть крепкая дизайн-система, вы можете смело экспериментировать, зная, что у вас всегда есть надежный фундамент.

    Преимущества и недостатки

    Дизайн-система — звучит круто, но не очень просто. Давайте разберемся в её плюсах и минусах. 

    Среди плюсов: 

    ✅ Согласованность на всех уровнях

    Представьте, как звукорежиссер идеально компилирует все дорожки для топового звучания — дизайн-система обеспечивает такую же гармонию в интерфейсе. Это значит, что любой UI-элемент, будь то кнопка или карточка, будет выглядеть и работать одинаково на всех страницах и платформах. Это исключает хаос и сохраняет целостность бренда. 

    ✅ Ускорение разработки

    Дизайн-система — это вполне себе спид-буст для разработчиков и дизайнеров. Не нужно тратить часы на создание новых компонентов с нуля — все уже готово и протестировано. Это позволяет сосредоточиться на более креативных задачах и ускоряет запуск продукта на рынок. Никакого слива времени и ресурсов. 

    ✅ Левел-ап командного взаимодействия

    Когда у всех есть единая точка отсчета, коммуникация становится проще. В рамках четкой системы команда говорит на одном языке: это снижает количество недопониманий и улучшает взаимодействие между дизайнерами, разработчиками и менеджерами продуктов. Система гайдлайнов и компонентов работает как универсальный переводчик, помогая всем оставаться на одной волне, в том числе независимо от географического положения.

    ✅ Масштабируемость

    Дизайн-система — это как адаптивная сеть маршрутов общественного транспорта, которая может изменяться в зависимости от потребностей города и его жителей. Когда продукт растет, растет и дизайн-система. Например, при запуске нового функционала или продукта, команда разработки может легко интегрировать его в существующую систему без необходимости кардинальных изменений. 

    ✅ Снижение затрат на поддержку

    С готовыми компонентами и гайдлайнами поддержка и обновление интерфейса становятся менее затратными. Это как иметь собственный набор инструментов и запчастей: каждая деталь идеально подогнана и вместо того, чтобы чинить всё вручную, вы просто заменяете устаревшие элементы новыми. 

    ✅ Улучшенный юзер экспириенс

    Согласованность и предсказуемость создают более приятный и понятный пользовательский опыт. В веб-продукте хорошая дизайн-система и её функциональные элементы выступают гидом, который знает все нюансы и может показать лучшие места в вебе. А одинаковые компоненты и паттерны делают взаимодействие с продуктом интуитивно понятным и удобным.

    ✅ Доступность и инклюзивность

    Продуманная дизайн-система учитывает все аспекты доступности, делая продукты инклюзивными — расширяет сферу их влияния и создает «игру», в которую могут играть все, независимо от их способностей. Например, Microsoft с их Fluent Design System делают доступность приоритетом и с каждым годом это помогает им создавать всё более и более инклюзивные продукты.

    А вот и минусы: 

    ❌ Высокие первоначальные затраты

    Разработка дизайн-системы — это не бесплатная бета-версия. Первоначальные затраты на разработку могут быть высокими, так как со старта процесс кажется дорогим и трудоемким, но в долгосрочной перспективе окупается в разы. Например, внедрение IBM Carbon Design System потребовало значительных ресурсов от компании, но сейчас эта система приносит огромные выгоды компании.

    ❌ Сопротивление изменениям

    Люди не любят изменения. Если раньше дизайн-процессы не были регламентированы, введение системы может вызвать сопротивление в команде, особенно если все привыкли к определенному способу работы. При этом, если вы решили получить game-changing результаты, важно потратить время не только на разработку самой дизайн-системы, но и на обучение ей стафа, объясняя все выгодные фичи прямо со старта, минимизируя сопротивление. 

    ❌ Риск шаблонности

    Дизайн-система может привести к излишней шаблонности, где все веб-продукты начинают выглядеть одинаково. Такая стандартизация может вызывать «цифровое выгорание» у пользователей, а это снижает коэффициент вовлечения и конверсию. Например, Uber внедрили возможность кастомизации компонентов в своей Base Web Design System, чтобы адаптировать базовые элементы под нужды разных проектов — будь то Uber Eats или приложение для водителей — но при этом сохранить уникальность каждого отдельного сервиса. 

    ❌ Необходимость постоянного обновления

    Дизайн-система, как и любой рабочий диджитал-инструмент, требует постоянного внимания и апгрейда. Это похоже на разработку сайта: мало его сделать и забыть о нём на 10 лет — важно отслеживать его показатели, оптимизировать, следить за рынком и трендами, проводить тестирования, иначе не получить профит х2-х10. 

    ❌ Сложность внедрения в старые проекты

    Интеграция дизайн-системы в старые проекты может быть трудной задачей и требовать изменений в кодовой базе. Такое внедрение требует четкого поэтапного планирования и тестирований — только так можно минимизировать риски и трудности.

    ❌ Ограничение креативности

    В главе выше мы говорили, что дизайн-система не равно стопор креативности. При этом действительно, чем жестче рамки, тем сложнее дизайнерам экспериментировать, привносить новое и нестандартное, а не «рисовать картину по номерам». Поиск баланса, как в Google Material Design с их фичами для кастомизации, требует времени. 

    ❌ Переходный период

    Для внедрения дизайн-системы нужны время и усилия, что может вызывать временные затруднения и необходимость привлечения определенных специалистов к внутренним задачам. Такой своеобразный «переезд» из хаотичных решений к системным без иллюзий является трудоемким. 

    Как создать дизайн-систему

    Процесс разработки дизайн-системы требует тщательного планирования и даже творческого флоу. Давайте разберемся поэтапно, как создать дизайн-систему, которая станет основой для успешного проекта.

    Итак, этапы разработки дизайн-системы: 

    01/ Исследование и планирование

    Начнем с исследований и планирования — это первый шаг на пути к созданию дизайн-системы. Представьте, что вы строите дом: прежде чем начинать, нужно создать план и собрать все необходимые материалы.

    Мудборды и референсы: составьте мудборды, чтобы определить визуальное направление. Это поможет понять, какие стили, цвета и элементы вам нравятся и как они могут быть объединены.

    Анализ конкурентов: изучите дизайн-системы конкурентов, чтобы выявить лучшие практики, а также понять, чего следует избегать.

    02/ Создание структуры

    Структура — это каркас вашей дизайн-системы. Здесь мы определяем основные компоненты, которые будут использоваться в интерфейсе. На примере сайта это будут:

    Макеты и вайрфреймы: создайте базовые макеты страниц, чтобы определить, где будут располагаться основные элементы, такие как шапка сайта, футер, меню и формы.

    Шапка сайта и футер: разработайте единые элементы для шапки сайта и футера, которые будут присутствовать на всех страницах.

    03/ Разработка базовых компонентов

    Теперь пришло время наполнить вашу структуру содержимым — базовыми компонентами, которые будут использоваться в интерфейсе.

    Кнопки и иконки: создайте набор кнопок и иконок, которые будут применяться на всем сайте. Они должны быть легко узнаваемыми и адаптивными.

    Шрифты и текст: определите основные шрифты и стили текста для различных типов контента (заголовок, подзаголовок, описательный текст — H1, H2, H3). Это поможет создать единый внешний вид.

    Цветовая гамма: разработайте палитру цветов, которая будет использоваться для всех элементов интерфейса. Цветовая гамма должна четко таргетиться на целевую аудиторию и соответствовать позиционированию бренда.

    04/ Разработка интерактивных элементов

    Интерактивные элементы делают интерфейс живым и вовлекающим, создают ощущения диалога one to one. Они включают в себя анимацию, слайдеры и всплывающие окна.

    Анимация: определите, как будут анимироваться элементы интерфейса при взаимодействии с ними. Это может быть плавное появление всплывающих окон или эффект нажатия кнопок.

    Слайдеры и карусели: создайте универсальные слайдеры для отображения изображений или контента. Они должны быть легко настраиваемыми и адаптивными. 

    Всплывающие окна (модальные окна): разработайте шаблоны для всплывающих окон, которые будут использоваться для уведомлений, форм и других интерактивных элементов.

    05/ Визуальное оформление

    Теперь, когда основные компоненты готовы, пришло время заняться визуальным оформлением и деталями, которые придадут тот самый узнаваемый стиль вашей дизайн-системе.

    Изображения и иконки: определите стиль изображений и иконок, которые будут использоваться. Они должны соответствовать общей визуальной концепции.

    Визуал форм: разработайте стиль для всех форм на сайте (регистрации, захвата контактов, поиска и т.д.), включая поля ввода, кнопки и сообщения об ошибках. Закрытые и открытые формы, формы с вовлечением и квизы. 

    Меню и навигация: создайте адаптивное и удобное в использовании меню. Важно, чтобы пользователи могли легко находить нужную информацию.

    06/ Тестирование и итерации правок

    Последний, но не менее важный этап — тестирование и итерации. Это как проверка заведения перед открытием — нужно убедиться, что все работает так, как нужно. Не пренебрегайте этим этапом! 

    Тестирование интерфейса: проведите тестирование всех элементов интерфейса на различных устройствах и в браузерах, чтобы убедиться в их корректной работе.

    Сбор обратной связи: получите отзывы от команды и пользователей, чтобы выявить возможные проблемы и собрать комментарии по улучшениям.

    Итерации и доработки: на основе полученного фидбэка внесите необходимые изменения и доработки в дизайн-систему. 

    Создание дизайн-системы — это многослойный процесс, требующий внимания к деталям и креативного подхода. Пропустить хотя бы один этап разработки дизайн-системы — значит рискнуть эффективностью всей дизайн-архитектуры. 

    Поддержка и развитие дизайн-системы

    Создание дизайн-системы — это только начало. Как и любое живое существо, дизайн-система требует постоянного ухода, обновлений и адаптации. Это как выращивание сада: посаженные цветы нужно поливать, удобрять и обрезать, чтобы они продолжали цвести и радовать глаз. Давайте разберем, как поддерживать и развивать дизайн-систему, чтобы она оставалась актуальной и функциональной.

    Основное правило — постоянное обновление!

    Мониторинг и анализ

    Поддержка дизайн-системы начинается с регулярного мониторинга и анализа. Представьте, что вы следите за состоянием своего сада: если заметили увядающий цветок, нужно выяснить причину и устранить её.

    • Аналитика использования: используйте инструменты аналитики для отслеживания, какие компоненты системы используются чаще всего, а какие остаются без внимания. Это поможет понять, какие элементы нуждаются в доработке или оптимизации.
    • Обратная связь: собирайте отзывы от пользователей и команды. Например, если разработчики находят какой-то компонент сложным в использовании, это сигнал для улучшения.

    Внедрение новых технологий

    Технологический мир не стоит на месте, и ваша дизайн-система тоже не должна. Это как обновлять софт на вашем смартфоне: новые функции и улучшения делают его более эффективным и удобным.

    • Новые фреймворки и библиотеки: внедряйте современные инструменты и технологии, чтобы улучшить производительность и функциональность. Например, переход на более современный фреймворк может ускорить разработку и сделать систему более гибкой.
    • Адаптация под новые платформы: убедитесь, что дизайн-система поддерживает последние обновления операционных систем, браузеров и устройств.

    Гибкость и масштабируемость, кастомизация компонентов

    Представьте, что ваш сад растет и развивается, и некоторые растения требуют пересадки или обрезки. Точно так же компоненты дизайн-системы должны быть гибкими и адаптируемыми под различные задачи.

    • Модули и вариации: создавайте модули и вариации базовых компонентов, чтобы они могли легко адаптироваться под разные проекты. Например, кнопка может иметь несколько стилей и размеров, чтобы соответствовать различным контекстам использования.
    • Настраиваемые параметры: внедряйте настраиваемые параметры для компонентов, чтобы разработчики могли легко изменять их внешний вид и поведение без необходимости создания новых элементов с нуля.

    Поддержка масштабируемости

    Как и любой успешный проект, ваша дизайн-система должна быть готова к масштабированию. Это как расширение вашего сада новыми видами растений и цветов.

    • Документация и гайдлайны: обеспечьте наличие подробной документации и гайдлайнов для всех компонентов. Это поможет новым членам команды быстро освоить систему и начать работать с ней.
    • Совместимость и интеграция: убедитесь, что система легко интегрируется с другими инструментами и платформами, которые используются в компании.

    Внедрение новых идей

    Поддержка и развитие дизайн-системы не должны ограничиваться только поддержанием текущего состояния. Это как экспериментировать с новыми сортами растений в вашем саду, чтобы сделать его еще более красивым и разнообразным.

    • Эксперименты с новыми компонентами: Создавайте прототипы новых компонентов и тестируйте их на небольших проектах. Это поможет определить их полезность и эффективность перед масштабным внедрением.
    • Анализ трендов: Следите за последними трендами в дизайне и технологиях, чтобы ваша система оставалась современной и конкурентоспособной.

    Вовлечение сообщества

    Создание активного сообщества вокруг вашей дизайн-системы может существенно ускорить её развитие и оптимизацию. Это как проводить дни открытых дверей в вашем саду, чтобы люди могли делиться своими идеями и опытом.

    • Обратная связь от пользователей: мотивируйте пользователей делиться своими отзывами и и поощряйте детальные фидбэки. Это поможет выявить слабые места и возможные улучшения.
    • Взаимодействие с разработчиками: организуйте воркшопы и хакатоны, где разработчики смогут поработать с системой и предложить свои идеи и улучшения.

    Поддержка и эволюция дизайн-системы — это динамичный процесс, в котором за буст отвечают ваша креативность, готовность к изменениям и непрерывность внедрения новых фич. Как с переходом на новую операционную систему — важно постоянно обновлять её, исправлять баги и обеспечивать безопасность и совместимость с новыми приложениями и устройствами — так и с дизайн-системой: если следовать всем must-have этапам создания и развития, вы получите адаптивную и гибкую экосистему, которая со временем выведет ваш проект на новый уровень. Что это за уровень? Узнаваемость, скорость внедрения трендов и лояльность хай-энд пользователей.

    Если у вас есть проект, который вы хотите осуществить – велком к нам в мессенджеры или форму на сайте. Мы проведем короткую зум встречу, где расскажем о том, как мы работаем, какие инструменты используем и что круто сыграет в вашем проекте. А бонусом заранее подготовим предварительную маркетинговую структуру вашего будущего сайта и стратегию, а также расскажем, как рекламируются ваши конкуренты🍓

    С вашей дизайн-системой вы всегда будете успевать всё и даже больше. До встречи в интернете, кибер-архитекторы!⚡️

    Концептуальный сервис клауд-майнинга с высоким коэффициентом удержания инвестиций в продукте
    Дарья Head of Marketing
    Это мощно: Ninen Number One в рейтинге самых награждаемых агентств Рунета 2024
    Анна middle+ UX/UI-дизайнер
    facebook# вконтакте# twitter / x# linkedin#
    нужна консультация? Мы открыты чтобы быстро ответить на ваши вопросывот думаем
    что сюда
    написать
    то?