Корпоративный кроссплатформенный сервис для нативного обучения сотрудников
Тот самый кейс, когда интересы бизнеса встретились с неосязаемым профитом для юзеров: компания сократила расходы на обучение, а сотрудники получили интуитивный инструмент для прокачки хард- и софт-скиллов
ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ
Разработали корпоративный кроссплатформенный сервис для обучения сотрудников компании Ломбард Белый. Сервис объединяет в себе функционал трех абсолютно разных ролей (студенты, кураторы и администратор aka эйчар) и ускоряет адаптацию новых сотрудников, повышает их продуктивность уже с первого дня работы и обеспечивает мониторинг прогресса обучения со стороны кураторов и админа.
Таск — от идеи и до передачи на фронт разработать функциональный сервис, который автоматизирует процесс обучения и приема экзаменов, а также станет понятным френдли инструментом, не требующим очередного обучения или громоздких инструкций.
Солюшн — сбор требований / определение целевой аудитории / исследование существующих аналогов / формулирование требований к функционалу / составление user flow / создание информационной архитектуры сервиса / перевод архитектуры в интерактивные прототипы / ux-копирайтинг / юзабилити тестирование на фокус-группе / ui-дизайн / повторное тестирование / составление тз на верстку и микроанимации / подготовка технической документации / разработка тз на бэкенд-функционал
Фичи — продукт объединяет функционал и решает задачи трех типов юзеров (студенты, кураторы и администратор), а также рассчитан на кроссплатформенное использование: сервис синхронно работает и на мобильных устройствах и в десктопе.
Глобально кроме набора определенного функционала сервис должен соответствовать следующим требованиям: интуитивный пользовательский опыт, высокая производительность, отсутствие сбоев, адаптивность и масштабируемость, визуальное единство с корпоративным брендом.
УРОК ОТ NINEN #1: ВЫЯВЛЕНИЕ ИСТИННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ БИЗНЕСА
Начали со сбора, структуризации и аналитики требований к будущему продукту — это база, без которой невозможны любые последующие процессы разработки.
Еще с первого этапа решили подойти к задаче основательно: не просто изучили бриф или проинтервьюировали сотрудников HR-отдела, а самостоятельно интегрировались в процессы компании, чтобы исследовать текущие методы корпоративного обучения, выявить их недостатки и проблемы:
- как проходят обучение новые сотрудники,
- как осуществляется контроль за их прогрессом,
- какие материалы используются,
- какие цифровые инструменты используются,
- как они интегрированы с корпоративной инфраструктурой.
Дальше — интервью со стейкхолдерами: студенты, кураторы и эйчар-директор. Даем краткое саммари:
Студенты. Собрали информацию об их предпочтениях в обучении (видео или текстовый формат, частота промежуточных тестов, формат дополнительных материалов, предпочтительный формат экзамена), частоте и продолжительности использования мобильных приложений, важности оффлайн-доступа, удобстве навигации.
Кураторы. Изучили их потребности в мониторинге прогресса студентов, необходимости в быстром и удобном формировании фидбека через мобильное приложение.
Администраторы. Определили требования к управлению обучающим контентом, созданию тестов и экзаменов, генерации отчетов и интеграции с корпоративной инфраструктурой.
Зафиналили изучение логичным вопросом «Как будем измерять успех релизнутого продукта?»
- Время завершения курса и процент студентов, прошедших финальный экзамен.
- Успеваемость студентов, т.е. средний балл за экзамен и тесты.
- Снижение числа повторных курсов или дообучения.
- Уровень удовлетворенности кураторов и эйчара результатом обучения.
- Сокращение временных и денежных ресурсов компании на обучение сотрудников.
Исходя из полученной инфы собрали и задокументировали функциональные и нефункциональные требования к будущему продукту, определили приоритеты — минимальный набор критических функций, которые пойдут на первый ролл-аут — и согласовали их с заинтересованными сторонами, включая руководство компании.
УРОК ОТ NINEN #2: ПРОЕКТИРО
ВАНИЕ НАТИВНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
СКОГО ОПЫТА
Приступаем к созданию структуры интерфейса, который будет соответствовать ожиданиям и задачам каждого стейкхолдера сервиса.
Первая на очереди — информационная архитектура. Создали четкую и логичную структуру продукта, которая не заставляет пользователей лишний раз бродить по вкладкам, чтобы найти нужный функционал.
- Организовали контент по темам, урокам, тестам и экзаменам, чтобы студентам было легко следовать заданному учебному плану.
- Разделили функциональности для кураторов и администраторов на отдельные модули, чтобы обеспечить каждой роли удобный доступ к инструментам, которые необходимы именно ей.
- Сгруппировали элементы управления и контента на основе частоты их использования, чтобы уменьшить время на достижение ключевых целей.
Конечно же, сразу предусмотрели форм-фактор сервиса для каждой роли. Мобильная навигация для студентов и кураторов, которые ценят скорость, портативность и мобильность. Десктопная навигация для администраторов, работающих в режиме многозадачности с массивами данных.
Как итог, имеем многоуровневую разветвленную систему с корректной приоритезацией контента и функций:
- Для студентов — первостепенное внимание уделено учебным материалам, тестам и экзаменам, с легким доступом к ним с главной страницы.
- Для кураторов интерфейс предоставляет быстрый доступ к информации о прогрессе студентов с возможностью фильтрации и сортировки данных.
- Для администратора — инструменты для создания курсов и управления пользователями с акцентом на удобство работы с большим объемом данных.
Переводим сложные схемы на язык высокодетализированных прототипов: такой переход произошел абсолютно с каждой страницей сервиса. Всего получили 62 десктопных и мобильных прототипа.
Стоит ли упоминать, что наш проектировщик в сохраненках хранит Google Material Design System и Apple Human Interface Guidelines?
Так получаем на 100% выверенный продукт, который станет не только привычным инструментом для решения рутинных задач, но и пройдет все краш-тесты в магазинах приложений.
Несмотря на то, что продукт ориентирован на узкую и специфическую аудиторию, мы всё равно подключаем скиллового UX-копирайтера, чтобы каждый, даже незначительный функциональный элемент создавал у пользователя ощущение предиктивности и уверенности в следующем клике.
После полного согласования внутри команды «оживили» проты — через интерактивный тест приблизились к реальному продукту и устроили ему краш тест, как реальные пользователи.
УРОК ОТ NINEN #3: ФУНКЦИОНАЛ АДМИНИСТРАТОРА AKA ЭЙЧАРА
Один сервис — множество «эйчарских» инструментов для автоматизации процесса обучения сотрудников. Понятный и интуитивный личный кабинет предоставляет доступ к ключевым разделам практически с одного клика:
- Календарь дедлайнов с диаграммой Ганта, где можно гибко сортировать и фильтровать события, кастомизируя отображение информации.
- «Личный менеджер» — персонализированная система, которая собирает и приоритезирует информацию о ближайших майлстоунах (экзамены, зачисления, начало обучения), снимая с эйчара задачу «держать всё в голове».
- Каталог студентов с персональной аналитикой успеваемости и скорости обучения, возможностью распределять студентов на кураторов, а также создавать профили «новичков».
- Учебная программа или каталог курсов. Разбиты на удобные карточки, где подтягивается не только информация о курсе, но и о студентах курса и их успеваемости. Естественно, с сортировкой и гибкой фильтрацией (с заботой об эйчарах).
- Создание нового курса — от формирования теоретических занятий до создания промежуточных тестов и финального экзамена. Урок может включать в себя теорию, дополнительные материалы для изучения, видео-урок, полезные ссылки. Создание теста легче, чем в гугл формах — мы добавили не только вопросы «Выберите один вариант ответа» / «Выберите несколько вариантов ответа», но и вопросы с такими возможностями ответа, как выбор объекта или области на фотографии.
УРОК ОТ NINEN #4: ФУНКЦИОНАЛ КУРАТОРА
Больше не нужно тратить время на разжевывание теории, проверку заданий и аналитику успеваемости — всё это делает и систематизирует один сервис, который находится под рукой в телефоне.
Намеренно не стали «утяжелять» набор инструментов куратора. Что в итоге он получил?
- Календарь дедлайнов с диаграммой Ганта, где, как и администратор, может гибко сортировать и фильтровать события, кастомизируя отображение информации.
- Каталог студентов с краткой сводкой об их успеваемости и прогнозом скорости обучения и даты завершения курса. При желании куратор может углубиться в аналитику результатов студента и получить подробный отчет по каждому уроку и промежуточному тесту.
УРОК ОТ NINEN #5: ФУНКЦИОНАЛ СТУДЕНТА
Весь функционал завязан на главной задаче: эффективно пройти обучение и успешно сдать экзамен. Мы дали студентам этот функционал без лишнего шума — всё внимание только на обучение.
Курс понятно разбит на уроки, которые студент проходит в удобном темпе. После каждого урока следует промежуточный тест, результаты которого прозрачны для студента — он может проанализировать верные и ошибочные ответы, увидеть сводку по успеваемости.
Перед экзаменом дали возможность студентам пройти тренажер — редкий бонус для студентов, которые тревожатся за свои знания. Он полностью копирует реальный экзамен, подбирая вопросы, с которыми у студента чаще всего были проблемы.
Сдача экзамена — последний этап обучения и соприкосновения с сервисом. Предельно понятный интерфейс с минимальным риском отвлечься на помехи, баги и лишние утилиты.
- Аккаунт-директор
- Аккаунт-менеджер
- Руководитель проекта
и дизайн 06
- Арт-директор
- Тимлид дизайна
- Дизайнер
- Тимлид аналитик
- Бизнес-аналитик
- UX-аналитик
и тестирование 07
- CTO
- Тимлид QA
- QA-инженер
- Тимлид Backend
- Backend-разработчик
- Тимлид Frontend
- Frontend-разработчик
МЫ
СМОЖЕМ
ПОМОЧЬ