Топ перспективных ниш в период, когда мы научились жить в пандемии
Для начала разберемся, какие ниши за время карантина пострадали больше всего.
Глобально к ним относятся:
- туризм
- бьюти-сфера
- недвижимость
- одежда и обувь
- авто
- рестораны и кофейни
- логистика
- строительство
Чтобы спрогнозировать, какие ниши будут восстанавливаться быстрее и эффективнее, мы обратились к актуальным исследованиям новой модели потребления.
В этой статье мы расскажем о её примечательных чертах и объясним, что делает выделенные отрасли наиболее перспективными — сейчас и в долгосрочной перспективе.
1. Экономия, осторожность и психологическая помощь
Пандемия и сложившаяся вокруг неё экономическая ситуация повлияла на потребительское поведение и психологию людей в целом. Снижение покупательской способности с нами еще надолго и пока диктует свои правила:
1) Пользователи стали тщательнее анализировать целесообразность покупки, часто отказываться от неё или откладывать на потом.
Что можно ожидать:
- особое внимание к параметру «цена/качество»
- более долгий процесс принятия решения
- предпочтение товаров с меньшей стоимостью и при этом большим КПД
- поиск лучшего предложения на рынке (акцент на промокоды, скидки, акции, возможность кешбэка, сезонные товары)
- неготовность покупать «непроверенные» товары и первоначальное недоверие к незнакомым брендам.
2) Повысилась общая тревожность — экономические обстоятельства, сокращения на работе, потеря финансов и глобальный локдаун напугали человека отсутствием ощущения контроля над своей жизнью.
Что можно ожидать:
- рост потребности в психологической помощи
- потребность в финансовой грамотностии новых знаниях (чтобы в дальнейшем чувствовать себя увереннее).
3) Появилась невозможность планирования наперед. Поэтому в период восстановления экономики люди чаще анализируют все траты с точки зрения пользы и своей защищенности в будущем.
Что можно ожидать:
- потребители будут больше откладывать на финансовую подушку безопасности
- они будут вкладывать средства, анализируя долгосрочную перспективу. Например, сидя достаточное время на самоизоляции в собственной квартире, люди приходят к выводу, что находиться в своем жилье не очень удобно. Когда в процессе восстановления у них появляются стабильные средства, они решают вложить их в ремонт — чтобы в случае форсмажорных ситуаций или отсутствии финансов в будущем чувствовать себя комфортнее.
2. Новые привычки и бизнес, который может их поддержать
За время самоизоляции и карантина у людей появляются новые привычки. Многие из которых они хотят сохранить, когда кризис и пандемия перейдут в другой статус. К таким привычкам относятся:
- онлайн-развлечения
Бизнес: стриминговые платформы, game-production и distribution, подкастинг, вебкам.
- заказ продуктов онлайн
Бизнес: продуктовые ритейлеры.
- доставка
Бизнес: курьерские службы.
- онлайн-образование
Бизнес: образовательные онлайн платформы, специалисты, которые распространяют свои экспертные курсы и материалы, агентства, которые запускают собственные образовательные продукты.
- спорт
Бизнес: продажа спортивных товаров и оборудования для дома.
- забота о своем здоровье
Бизнес: медицина — в частности, консультации врачей, продажа средств гигиены, приложения для спорта, фитнеса и медитации.
- удаленная работа
Бизнес: коворкинги — пространства для самостоятельной работы или работы с командой вне дома или офиса.
3. Переоценка потребительских привычек
С формированием новых привычек уходит и часть старых: например, сейчас мы можем наблюдать снижение нерационального консьюмеризма. Так происходит сдвиг к более осознанному потреблению: многие отметили, что, только находясь на самоизоляции, они осознали, сколько ненужных трат совершали раньше.
Что это значит для бизнеса?
Люди будут внимательнее анализировать товары через призму осознанного потребления. Какие-то уйдут и в zero-waste. Поэтому особое влияние появится у прогрессивных компаний, которые заботятся о будущем всего человечества. Таким образом ниши –
- продажа эко-товаров – продуктов, косметики, растительных лекарственных препаратов и одежды
- продажа велосипедов и электрокаров
- секонд-хенды и комиссионные магазины – сейчас получают свою значительную долю рынка.
4. Отложенный спрос
Из-за отсутствия доступа к определенным товарам/услугам, их ожидает временный взлет, когда люди окончательно адаптируются к пандемии. Прямо сейчас мы видим новое движение в:
- бьюти-сфере (салоны красоты)
- туризме (туристические компании)
- авто (продажа запчастей и техническое обслуживание)
- продаже одежды и обуви
Насколько спрос на эти категории вместе (и по отдельности) сохранится и далее, зависит от того, какие ценности всё же возьмут вверх — привычные или видоизменившиеся (см. пункт выше).
Мы же можем только продолжать говорить о важности адаптивности бизнеса, которой нас научила новая реальность с коронавирусом — ведь, похоже, он с нами если и не навсегда, то точно очень надолго.